ASTM D7876 - 13(2018)

    Стандартная методика разложения пробы с помощью микроволнового нагрева (с / без предварительного озоления) для элементного анализа нефтепродуктов и смазочных материалов методом атомной спектроскопии

    Active Standard ASTM D7876 Developed by Subcommittee: D02.03

    Book of Standards Volume: 05.05


      Format Pages Price  
    PDF 37 $97.00   ADD TO CART

    Historical Version(s) - view previous versions of standard

    Translated Standard(s): English

    ASTM License Agreement

    More D02.03 Standards Related Products


    Significance and Use

    5.1 Часто перед атомно-спектроскопическими измерениями бывает необходимо растворить пробу, особенно если она твердая. Для растворения таких проб предпочтительней использовать микроволновую печь, так как это наиболее быстрый способ растворения проб по сравнению с применением традиционных методов растворения в кислотных растворах с использованием сосуда высокого давления для разложения или других средств.

    5.2 Преимуществом микроволнового разложения является ускоренное разложение, вследствие высокой температуры и давления внутри герметичного контейнера. Использование закрытых сосудов также позволяет исключить неконтролируемые потери микроэлементов в летучих соединениях, присутствующих в пробе или образующихся в процессе растворения пробы. Такие летучие элементы как мышьяк, бор, хром, ртуть, сурьма, селен и олово могут быть потеряны при использовании некоторых методов кислотного растворения в открытом сосуде. Другим преимуществом микроволнового растворения является лучший контроль потенциального загрязнения холостой пробы по сравнению с методами открытого сосуда. Это происходит вследствие меньшего загрязнения из лабораторной атмосферы, от нечистых контейнеров, и меньшего количества используемых реактивов (9).

    5.3 Невозможно указать подробные инструкции по эксплуатации подходящих приборов, вследствие различия их марок и моделей. Аналитику необходимо следовать инструкциям изготовителя конкретного прибора.

    5.4 Механизм микроволнового нагрева — Микроволновое излучение способно нагревать один материал гораздо быстрее, чем другой, поскольку материалы сильно различаются по способности поглощать микроволновое излучение, в зависимости от их полярности. Микроволновая печь действует как источник интенсивной энергии для быстрого нагревания пробы. Однако химическая реакция все же необходима для полного растворения пробы в смесях кислот. Микроволновый нагрев может быть как внутренним, так и внешним, в отличие от обычного нагрева, который может быть только внешним. Лучший контакт между частицами пробы и кислотами является главным условием быстрого растворения. Так, тяжелые непористые материалы, такие как нефтяные топлива или кокс, не так эффективно растворяются при микроволновом нагреве. Локальный внутренний нагрев отдельных частиц может привести к разрушению этих частиц, подвергая, таким образом, свежую поверхность воздействию реактива. Контакт нагретых диэлектрических жидкостей (вода/кислота) с диэлектрическими частицами создает нагрев над поверхностью частицы на несколько порядков выше. Это может привести к большим конвекционным тепловым потокам, которые способны всколыхнуть и снести неподвижные слои поверхности раствора и, таким образом, подвергнуть свежую поверхность воздействию свежего раствора. Однако только простой микроволновый нагрев не разрушает химических связей, так как энергия протона меньше прочности химической связи (5).

    5.4.1 В зоне электромагнитного облучения комбинация кислотного раствора и электромагнитного излучения обеспечивает почти полное растворение неорганических составляющих твердых углеродистых веществ. Очевидно, электромагнитная энергия ускоряет реакцию кислоты с неорганическими составляющими, тем самым способствуя растворению этих составляющих без разрушения углеродистого материала. Предполагается, что электромагнитное излучение служит источником интенсивной энергии, которая быстро нагревает кислотный раствор, а также внутренние и внешние части отдельных частиц в суспензии. Такой быстрый и интенсивный внутренний нагрев либо способствует процессам диффузии неорганических составляющих в растворе, либо разрушает отдельные частицы, тем самым подвергая дополнительные неорганические составляющие воздействию кислоты. Теплота, создаваемая в самом водном растворе, будет варьироваться в разных точках вокруг фазовой границы жидкость - твердое тело, и это может создавать большие конвекционные тепловые потоки, которые способны всколыхнуть и снести отработанный кислотный раствор, содержащий растворенные неорганические составляющие, с поверхностного слоя углеродистых частиц и, таким образом, подвергнуть поверхности частиц воздействию свежего раствора кислоты (16).

    5.4.2 В отличие от других механизмов нагрева, микроволновый нагрев фактически может регулироваться, так как прекращение подачи энергии немедленно останавливает нагрев (за исключением экзотермических реакций, которые могут быть быстрыми, если разлагаются однородные соединения). Направление теплового потока обратно направлению обычного нагрева, так как микроволновая энергия поглощается содержимым контейнера, энергия преобразуется в тепло, и средняя температура содержимого растет. Тепло передается из смеси реактива с пробой в контейнер и рассеивается посредством теплопроводности в окружающую атмосферу. Новейшие синтезированные контейнеры, выполненные из легких, но прочных полимеров, могут выдерживать температуру выше 240°C и давление выше 800 фунтов на кв. дюйм. В процессе разложения проб, содержащих органические соединения, образуются почти нерастворимые газы, например CO2. Такие газы вместе с давлением паров реактивов, при любой температуре, создают общее давление внутри сосуда. Поскольку тепловой поток из сосуда для микроволнового разложения обратен направлению теплового потока резистивных устройств, общее давление, создаваемое для микроволнового растворения, значительно ниже, при такой же температуре, чем в других сравнимых нагревательных устройствах или системах. Это значит, что можно разложить пробы большего объема при более высоких температурах и более низком давлении, чем обычно можно ожидать от таких сосудов под давлением. Объем пробы следует контролировать, чтобы предотвратить быстрое экзотермическое разрушение, усиливаемое образованием избыточного CO2. Однако ограничение давления в сосуде все же ограничивает как объем используемой пробы, так и максимальную температуру, которая может быть достигнута в результате давления пара реактивов (17).

    5.4.3 Органические и полимерные пробы могут быть особенно проблематичными, поскольку они являются высоколетучими соединениями и образуют большое количество газообразных побочных продуктов, таких как CO2 и NOx. Это приводит к тому, что пробы большего объема создают более высокое давление внутри сосуда для разложения. Как правило, не более 1 г такой пробы можно подвергать разложению в закрытом сосуде (18).

    5.4.3.1 В системах с открытым сосудом для разложения рабочая температура ограничивается точкой кипения кислотных растворов, в герметичных сосудах для разложения диапазон температур может составлять 200°C – 260°C. Это приводит к резкому ускорению кинетики реакции, что позволяет проводить реакции разложения за более короткий период времени. Однако высокие температуры приводят к повышению давления в сосуде, что является потенциальной угрозой безопасности. Быстрое нагревание раствора пробы может вызвать экзотермические реакции в процессе разложения. Поэтому в современных системах микроволнового разложения предусмотрены датчики и блокировочные устройства для регулирования температуры и давления. Поскольку различные виды проб по-разному ведут себя в микроволновом поле, при этой операции необходимо регулирование нагрева (19).

    5.4.4 Микроволновый нагрев происходит вследствие того, что микроволновые реакторы создают электромагнитное поле, которое взаимодействует с поляризуемыми молекулами или ионами в веществах. Поскольку поляризованные частицы стремятся ориентировать свои диполи в осциллирующем поле, они вращаются, перемещаются и трутся друг об друга, что приводит к их нагреванию. Такой микроволновый эффект отличается от косвенного нагрева теплопроводностью, достигаемой с помощью нагревательной плиты (20).

    1. Область применения

    1.1 Настоящая методика предусматривает использование микроволнового излучения для разложения пробы перед проведением элементного анализа методом атомной спектроскопии.

    1.1.1 Несмотря на то, что данная методика в качестве основных методов измерения предусматривает использование атомно-эмиссионной спектрометрии с индуктивно связанной плазмой (АЭС-ИСП) и атомно-абсорбционной спектрометрии (ААС), можно использовать другие атомно-спектрометрические методы, если требуются более низкие пределы детектирования и достигаются аналитические критерии эффективности.

    1.2 Настоящая методика применима как к нефтепродуктам, так и к смазочным материалам, таким как консистентные смазки, присадки, смазочные масла, бензины и дизельные топлива.

    1.3 Не являясь частью юрисдикции Комитета D02, настоящая методика применяется также к другим видам ископаемого топлива, таким как уголь, зольная пыль, угольная зола, кокс и горючий сланец.

    1.3.1 Некоторые примеры практического применения микроволнового нагрева для элементного анализа ископаемых топлив и других материалов показаны в табл.

    1.3.2 Некоторые дополнительные примеры применения методов ASTM для микроволнового анализа неископаемых видов топлива указаны в Приложении X1.

    1.4 В процессе растворения пробы могут разлагаться в разнообразных смесях кислот. Область применения настоящей методики не предусматривает указание соответствующих смесей кислот для всех возможных комбинаций элементов, присутствующих во всех типах проб. Но если в результате растворения образуется некое видимое нерастворимое вещество, то данная методика не может применяться для анализа такого типа пробы, из соображений, что такое нерастворимое вещество может содержать какие-либо интересующие аналиты.

    1.5 Данная методика микроволнового разложения проб может привести к потере «летучих» элементов, таких как мышьяк, бор, хром, ртуть, сурьма, селен и олово. Химические соединения таких элементов также представляют проблему в таких процессах растворения, поскольку некоторые соединения могут не разлагаться и иметь разную эффективность ввода пробы.

    1.6 Для подтверждения определения аналитов следует использовать эталонный материал или соответствующий стандартный эталонный материал NIST (Национальный институт стандартов и технологии США). За неимением таковых, перед микроволновым разложением в пробу следует добавить аналит известной концентрации.

    1.7 Дополнительную информацию по процедурам приготовления проб для элементного анализа нефтепродуктов и смазочных материалов можно найти в Методике D7455.

    1.8 Значения, указанные в единицах системы СИ, считаются стандартными. Никакие другие единицы измерения не включены в данный стандарт.

    1.9 Данный стандарт не претендует на полноту описания всех мер безопасности, если таковые имеются, связанных с его использованием. Вся ответственность за установление соответствующих правил техники безопасности, и мер по охране здоровья и окружающей среды, а также определение пределов применимости регламентов до начала использования данного стандарта, лежит на пользователе стандарта. Конкретные меры предосторожности указаны в разделах 6 и 7.

    1.10 Данный международный стандарт был разработан в соответствии с международно-признанными принципами стандартизации, установленными Постановлением о принципах разработки международных стандартов, руководств и рекомендаций, выпущенным Комитетом по техническим барьерам в торговле (TBT) Всемирной торговой организации.

    2. Ссылочные документы

ASTM D7876 - 13

    Standard Practice for Practice for Sample Decomposition Using Microwave Heating (With or Without Prior Ashing) for Atomic Spectroscopic Elemental Determination in Petroleum Products and Lubricants

    Active Standard ASTM D7876 | Developed by Subcommittee: D02.03

    Book of Standards Volume: 05.04


    Buy Standard (PDF)
    10 pages
    $42.00
    Buy Standard (Print)
    10 pages
    $42.00


    ASTM D7876

    Significance and Use

    5.1 Often it is necessary to dissolve the sample, particularly if it is a solid, before atomic spectroscopic measurements. It is advantageous to use a microwave oven for dissolution of such samples since it is a far more rapid way of dissolving the samples instead of using the traditional procedures of dissolving the samples in acid solutions using a pressure decomposition vessel, or other means.

    5.2 The advantage of microwave dissolution includes faster digestion that results from the high temperature and pressure attained inside the sealed containers. The use of closed vessels also makes it possible to eliminate uncontrolled trace element losses of volatile species that are present in a sample or that are formed during sample dissolution. Volatile elements arsenic, boron, chromium, mercury, antimony, selenium, and tin may be lost with some open vessel acid dissolution procedures. Another advantage of microwave aided dissolution is to have better control of potential contamination in blank as compared to open vessel procedures. This is due to less contamination from laboratory environment, unclean containers, and smaller quantity of reagents used (9).

    5.3 Because of the differences among various makes and models of satisfactory devices, no detailed operating instructions can be provided. Instead, the analyst should follow the instructions provided by the manufacturer of the particular device.

    5.4 Mechanism of Microwave Heating—Microwaves have the capability to heat one material much more rapidly than another since materials vary greatly in their ability to absorb microwaves depending upon their polarities. Microwave oven is acting as a source of intense energy to rapidly heat the sample. However, a chemical reaction is still necessary to complete the dissolution of the sample into acid mixtures. Microwave heating is internal as well as external as opposed to the conventional heating which is only external. Better contact between the sample particles and the acids is the key to rapid dissolution. Thus, heavy nonporous materials such as fuel oils or coke are not as efficiently dissolved by microwave heating. Local internal heating taking place on individual particles can result in the rupture of the particles, thus exposing a fresh surface to the reagent contact. Heated dielectric liquids (water/acid) in contact with the dielectric particles generate heat orders of magnitude above the surface of a particle. This can create large thermal convection currents which can agitate and sweep away the stagnant surface layers of dissolved solution and thus, expose fresh surface to fresh solution. Simple microwave heating alone, however, will not break the chemical bonds, since the proton energy is less than the strength of the chemical bond (5).

    5.4.1 In the electromagnetic irradiation zone, the combination of the acid solution and the electromagnetic radiation results in near complete dissolution of the inorganic constituents in the carbonaceous solids. Evidently, the electromagnetic energy promotes the reaction of the acid with the inorganic constituents thereby facilitating the dissolution of these constituents without destroying any of the carbonaceous material. It is believed that the electromagnetic radiation serves as a source of intense energy which rapidly heats the acid solution and the internal as well as the external portions of the individual particles in the slurry. This rapid and intense internal heating either facilitates the diffusion processes of the inorganic constituents in solution or ruptures the individual particles thereby exposing additional inorganic constituents to the reactive acid. The heat generated in the aqueous liquid itself will vary at different points around the liquid-solid interface and this may create large thermal convection currents which can agitate and sweep away the spent acid solution containing dissolved inorganic constituents from the surface layers of the carbonaceous particles thus exposing the particle surfaces to fresh acid (16).

    5.4.2 Unlike other heating mechanisms, true control of microwave heating is possible because stopping of the application of energy instantly halts the heating (except the exotherms which can be rapid when pure compounds are digested). The direction of heat flow is reversed from conventional heating, as microwave energy is absorbed by the contents of the container, energy is converted to heat, and the bulk temperature of the contents rises. Heat is transferred from the reagent and sample mixture to the container and dissipated through conduction to the surrounding atmosphere. Newer synthesized containers made up of light yet strong polymers can withstand over 240°C temperatures and over 800 psi pressure. During the digestion process of samples containing organic compounds, largely insoluble gases such as CO2 are formed. These gases combine with the vapor pressure from the reagents, at any temperature, to produce the total pressure inside the vessel. Since the heat flow from a microwave digestion vessel is reversed from that of resistive devices, the total pressures generated for microwave dissolutions are significantly lower at the same temperature than other comparably heated devices or systems. This means larger samples can be digested at higher temperatures and lower pressures than would normally be expected from such pressurized vessels. Sample size should be controlled to prevent rapid exotherm rupture, exacerbated by excess CO2 generation. However, the pressure limitations of the vessel still restrict both the sample size that can be used and the maximum temperature that can be achieved due to the vapor pressure resulting from the reagents (17).

    5.4.3 Organic and polymer samples can be especially problematic because they are highly volatile and produce large amounts of gaseous by-products such as CO2 and NOx. As a result larger sample sizes will produce higher pressures inside the digestion vessel. Generally, no more than 1 g of these sample types can be digested in a closed vessel (18).

    5.4.3.1 While in open digestion vessel systems the operating temperatures are limited by the acid solutions’ boiling points, temperatures in the 200–260°C range can be typically achieved in sealed digestion vessels. This results in a dramatic acceleration of the reaction kinetics, allowing the digestion reactions to be carried out in a shorter time period. The higher temperatures, however, result in a pressure increase in the vessel and thus in a potential safety hazard. Rapid heating of the sample solution can induce exothermic reactions during the digestion process. Therefore in modern microwave digestion systems, sensors and interlocks for temperature and pressure control are introduced. Since different types of sample behave differently in microwave field, heating control is necessary in this operation (19).

    5.4.4 Microwave heating occurs because microwave reactors generate an electromagnetic field that interacts with polarizable molecules or ions in the materials. As the polarized species compete to align their dipoles with the oscillating field, they rotate, migrate, and rub against each other, causing them to heat up. This microwave effect differs from indirect heating by conduction achieved by using a hot plate (20).

    1. Scope

    1.1 This practice covers the procedure for use of microwave radiation for sample decomposition prior to elemental determination by atomic spectroscopy.

    1.1.1 Although this practice is based on the use of inductively coupled plasma atomic emission spectrometry (ICP-AES) and atomic absorption spectrometry (AAS) as the primary measurement techniques, other atomic spectrometric techniques may be used if lower detection limits are required and the analytical performance criteria are achieved.

    1.2 This practice is applicable to both petroleum products and lubricants such as greases, additives, lubricating oils, gasolines, and diesels.

    1.3 Although not a part of Committee D02’s jurisdiction, this practice is also applicable to other fossil fuel products such as coal, fly ash, coal ash, coke, and oil shale.

    1.3.1 Some examples of actual use of microwave heating for elemental analysis of fossil fuel products and other materials are given in Table 1.

    TABLE 1 Referenced Examples of Microwave Heating for Dissolution of Fossil Fuel and other Samples

    Material

    Element(s) Determined

    Measurement Technique

    ReferenceA

    Biological Materials

    Multiple

    AAS and NAA

    Abu Samra et al (1)

    Biological Materials

    Multiple

    AAS and NAA

    Barrett et al (2)

     

     

     

    West et al (3)

    Geological Materials

    Multiple

     

    Matthes et al (4)

    Oil Shales

    Multiple

    ICP-AES

    Nadkarni (5)

    Coal and Fly Ash

    Multiple

    ICP-AES

    Nadkarni (5)

    Plant and Grain Standards

    Multiple

    ICP-MS

    Feng et al (6)

    Greases

    Multiple

    ICP-AES

    Fox (7); Nadkarni (8)

    Petroleum Products

    Multiple

    ICP-AES

    Hwang et al (9)

    Crude Oil

    Multiple

    ICP-MS

    Xie et al (10)

    Residual Fuel Oil

    Multiple

    ICP-MS

    Wondimu et al (11)

    Oils

    Lanthanides and Platinum Group Metals

    ICP-MS

    Woodland et al (12)

     

     

    AAS; ICP-AES

    Kingston and Jassie (13)

     

     

    AAS; ICP-AES

    Kingston and Haswell (14)

    Soils and Sediments

    Lanthanides

    ICP-MS

    Ivanova et al (15)

    A The boldface numbers in parentheses refer to the list of references at the end of this standard.

    1.3.2 Some additional examples of ASTM methods for microwave assisted analysis in the non-fossil fuels area are included in Appendix X1.

    1.4 During the sample dissolution, the samples may be decomposed with a variety of acid mixture(s). It is beyond the scope of this practice to specify appropriate acid mixtures for all possible combinations of elements present in all types of samples. But if the dissolution results in any visible insoluble material, this practice may not be applicable for the type of sample being analyzed, assuming the insoluble material contains some of the analytes of interest.

    1.5 It is possible that this microwave-assisted decomposition procedure may lead to a loss of “volatile” elements such as arsenic, boron, chromium, mercury, antimony, selenium, and/or tin from the samples. Chemical species of the elements is also a concern in such dissolutions since some species may not be digested and have a different sample introduction efficiency.

    1.6 A reference material or suitable NIST Standard Reference Material should be used to confirm the recovery of analytes. If these are not available, the sample should be spiked with a known concentration of analyte prior to microwave digestion.

    1.7 Additional information on sample preparation procedures for elemental analysis of petroleum products and lubricants can be found in Practice D7455.

    1.8 The values stated in SI units are to be regarded as standard. No other units of measurement are included in this standard.

    1.9 This standard does not purport to address all of the safety concerns, if any, associated with its use. It is the responsibility of the user of this standard to establish appropriate safety and health practices and determine the applicability of regulatory limitations prior to use. Specific warning statements are given in Sections 6 and 7.


    2. Referenced Documents (purchase separately) The documents listed below are referenced within the subject standard but are not provided as part of the standard.

    ASTM Standards

    C1234 Practice for Preparation of Oils and Oily Waste Samples by High-Pressure, High-Temperature Digestion for Trace Element Determinations

    C1347 Practice for Preparation and Dissolution of Uranium Materials for Analysis

    C1463 Practices for Dissolving Glass Containing Radioactive and Mixed Waste for Chemical and Radiochemical Analysis

    D482 Test Method for Ash from Petroleum Products

    D874 Test Method for Sulfated Ash from Lubricating Oils and Additives

    D1193 Specification for Reagent Water

    D1506 Test Methods for Carbon Black--Ash Content

    D2216 Test Methods for Laboratory Determination of Water (Moisture) Content of Soil and Rock by Mass

    D4057 Practice for Manual Sampling of Petroleum and Petroleum Products

    D4177 Practice for Automatic Sampling of Petroleum and Petroleum Products

    D4309 Practice for Sample Digestion Using Closed Vessel Microwave Heating Technique for the Determination of Total Metals in Water

    D4628 Test Method for Analysis of Barium, Calcium, Magnesium, and Zinc in Unused Lubricating Oils by Atomic Absorption Spectrometry

    D4643 Test Method for Determination of Water (Moisture) Content of Soil by Microwave Oven Heating

    D4951 Test Method for Determination of Additive Elements in Lubricating Oils by Inductively Coupled Plasma Atomic Emission Spectrometry

    D5185 Test Method for Multielement Determination of Used and Unused Lubricating Oils and Base Oils by Inductively Coupled Plasma Atomic Emission Spectrometry (ICP-AES)

    D5258 Practice for Acid-Extraction of Elements from Sediments Using Closed Vessel Microwave Heating

    D5513 Practice for Microwave Digestion of Industrial Furnace Feedstreams and Waste for Trace Element Analysis

    D5765 Practice for Solvent Extraction of Total Petroleum Hydrocarbons from Soils and Sediments Using Closed Vessel Microwave Heating

    D5862 Test Method for Evaluation of Engine Oils in Two-Stroke Cycle Turbo-Supercharged 6V92TA Diesel Engine

    D6010 Practice for Closed Vessel Microwave Solvent Extraction of Organic Compounds from Solid Matrices

    D6792 Practice for Quality System in Petroleum Products and Lubricants Testing Laboratories

    D7260 Practice for Optimization, Calibration, and Validation of Inductively Coupled Plasma-Atomic Emission Spectrometry (ICP-AES) for Elemental Analysis of Petroleum Products and Lubricants

    D7303 Test Method for Determination of Metals in Lubricating Greases by Inductively Coupled Plasma Atomic Emission Spectrometry

    D7455 Practice for Sample Preparation of Petroleum and Lubricant Products for Elemental Analysis

    D7740 Practice for Optimization, Calibration, and Validation of Atomic Absorption Spectrometry for Metal Analysis of Petroleum Products and Lubricants

    E1358 Test Method for Determination of Moisture Content of Particulate Wood Fuels Using a Microwave Oven

    E1645 Practice for Preparation of Dried Paint Samples by Hotplate or Microwave Digestion for Subsequent Lead Analysis


    ICS Code

    ICS Number Code 75.080 (Petroleum products in general); 75.100 (Lubricants, industrial oils and related products)

    UNSPSC Code

    UNSPSC Code 15101500(Petroleum and distillates)


    DOI: 10.1520/D7876

    ASTM International is a member of CrossRef.

    ASTM D7876

    Citing ASTM Standards
    Back to Top