ASTM D4739 - 17

    Стандартный метод определения щелочного числа посредством потенциометрического титрования соляной кислотой1

    Active Standard ASTM D4739 Developed by Subcommittee: D02.06

    Book of Standards Volume: 05.02


      Format Pages Price  
    PDF 28 $97.00   ADD TO CART

    Historical Version(s) - view previous versions of standard

    Translated Standard(s): English

    ASTM License Agreement

    More D02.06 Standards Related Products


    Significance and Use

    5.1 Новые и использованные нефтепродукты могут содержать щелочные компоненты, которые присутствуют как добавки. Относительное количество этих материалов может быть определено титрованием кислотами. Щелочное число является мерой количества щелочных веществ в масле – всегда в условиях испытания. Оно иногда применяется в качестве меры разложения смазки в процессе эксплуатации. Однако, любой браковочный предел должен быть установлен опытным путем.

    5.2 Как определено в 1.2, в данном методе испытаний используется более слабая кислота для титрования основания, чем в Методе испытаний D2896, и растворитель при титровании также иной. В Методе испытаний D2896 используется более сильная кислота и более полярная система растворителя, чем в Методе испытаний D4739. В результате в Методе испытаний D2896 будут титровать соли слабых кислот (мыла), основные соли поликислотных оснований и слабощелочные соли некоторых металлов. Они не предохраняют масло от кислотных компонентов, вызванных разложением масла. Этот метод испытаний может дать ошибочно чрезмерное щелочное число. В Методе испытаний D4739, вероятно, не будут титроваться эти слабые основания, а если будут, то с меньшей степенью завершения. В нем измеряются только щелочные компоненты добавочного пакета, который нейтрализует кислоты. С другой стороны, если добавочный пакет содержит слабые щелочные компоненты, которые не играют роли в нейтрализации кислотных компонент разлагающегося масла, тогда результат Метода испытаний D4739 будет ошибочно занижен.

    5.3 Особая осторожность требуется при интерпретации щелочного числа новых и использованных смазок.

    5.3.1 Если щелочное число нового масла необходимо как выражение его качества изготовления, Метод испытаний D2896 является предпочтительным, так как известно, что в данном методе испытаний титрование слабых оснований может осуществляться достоверно или недостоверно.

    5.3.2 Когда требуется щелочное число рабочего масла или поставляемого масла, данный метод испытаний предпочтителен, потому что во многих случаях, в особенности для масел двигателей внутреннего сгорания возможно появление продуктов разложения с образованием слабых оснований. Метод испытаний D2896 дает возможность титровать их, давая, таким образом, ошибочное значение повышенной щелочности. В данном методе могут титроваться или не титроваться эти слабые кислоты.

    5.3.3 Когда рассматривается потеря щелочного числа, так как масла продолжают находиться в работе, данный метод испытаний должен быть предпочтителен и все значения, включая неиспользованное масло должны быть определены данным методом испытаний. Щелочные числа, полученные данным методом испытаний, не следует соотносить с щелочными числами, полученными другим методом испытаний, например, Методом испытаний D2896.

    5.3.3 Когда рассматривается потеря щелочного числа, так как масла продолжают находиться в работе, данный метод испытаний должен быть предпочтителен и все значения, включая неиспользованное масло должны быть определены данным методом испытаний. Щелочные числа, полученные данным методом испытаний, не следует соотносить с щелочными числами, полученными другим методом испытаний, например, Методом испытаний D2896.

    1. Область применения

    1.1 Настоящий метод испытаний описывает процедуру определения щелочных компонентов нефтепродуктов и новых и использованных смазок. Данный метод определения разделяет эти компоненты на группы, имеющие слабощелочные и сильнощелочные ионизационные свойства, с учетом того, что константы диссоциации у более сильных щелочных компонентов, по крайней мере, в 1000 раз больше, чем у следующих более слабых групп. Данный метод испытаний охватывает щелочные числа до 250.

    1.2 В новых и использованных смазках, компоненты, которые могут рассматриваться как имеющие щелочные свойства, в основном, представляют собой органические и неорганические основания, включая аминосодержащие. В данном методе испытаний в качестве титранта используется соляная кислота, тогда как в Методе испытаний D2896 в качестве титранта используется хлорная кислота. В данном методе испытаний могут титроваться или не титроваться эти слабые основания и если это так, то они будут титроваться с меньшей степенью завершения; некоторые добавки, например, ингибиторы или растворители, также могут проявлять щелочные свойства.

    1.3 При испытании использованных моторных смазок следует признать, что некоторые слабые основания появляются в результате работы, а не находились в масле. Настоящий метод испытаний может использоваться для индикации относительных изменений, которые могут появляться в масле во время использования в условиях окисления или в других эксплуатационных условиях безотносительно к цвету или другим свойствам конечного масла. Полученные значения, однако, предназначены для сравнения с другими значениями, полученными только данным методом; щелочные числа, определенные данным методом испытаний, не обязательно равны значениям, полученным другими методами. Хотя анализ в данном методе выполняется при строго определенных условиях, данный метод испытаний не предназначен для определения щелочных свойств, которые могут использоваться во всех эксплуатационных условиях для предсказания эксплуатационных характеристик масла; например, неизвестно общее соотношение между появлением коррозии или контролем коррозионного износа в двигателе и щелочным числом.

    1.4 Данный метод испытаний разработан как альтернатива для более ранней процедуры определения щелочного числа как части Метода испытаний D664 (последняя публикация в Методе испытаний D664-81).

    1.4.1 Колориметрические методы для определения щелочного числа – Метод испытаний D974, IP 139 и 5102.1 на определение кислотного и щелочного числа путем экстракции (метод титрования цветового индикатора) Американского федерального стандарта на метод испытаний №791b. Результаты испытаний, полученные данными методами, могут быть или не быть численно эквивалентны данному методу испытаний.

    1.5 Значения, указанные в единицах СИ, должны рассматриваться как стандартные. Никакие другие единицы измерений не включены в настоящий стандарт.

    1.6 Данный стандарт не претендует на полноту описания всех мер безопасности, если таковые имеются, связанных с его использованием. Вся ответственность за установление соответствующих правил техники безопасности, мер по охране здоровья и окружающей среды, а также определение пределов применимости регламентов до начала использования данного стандарта, лежит на пользователе стандарта.

    1.7 Данный международный стандарт был разработан в соответствии с международно-признанными принципами стандартизации, установленными Постановлением о принципах разработки международных стандартов, руководств и рекомендаций, выпущенным Комитетом по техническим барьерам в торговле (TBT) Всемирной торговой организации.

    2. Ссылочные документы

ASTM D4739 - 11

    Standard Test Method for Base Number Determination by Potentiometric Hydrochloric Acid Titration

    Active Standard ASTM D4739 | Developed by Subcommittee: D02.06

    Book of Standards Volume: 05.02


      Format Pages Price  
    PDF 8 $42.00   ADD TO CART
    Hardcopy (shipping and handling) 8 $42.00   ADD TO CART
    Standard + Redline PDF Bundle 16 $50.40   ADD TO CART


    Significance and Use

    New and used petroleum products can contain basic constituents that are present as additives. The relative amount of these materials can be determined by titration with acids. The base number is a measure of the amount of basic substances in the oil always under the conditions of the test. It is sometimes used as a measure of lubricant degradation in service. However, any condemning limit shall be empirically established.

    5.2 As stated in 1.2, this test method uses a weaker acid to titrate the base than Test Method D2896, and the titration solvents are also different. Test Method D2896 uses a stronger acid and a more polar solvent system than Test Method D4739. As a result, Test Method D2896 will titrate salts of weak acids (soaps), basic salts of polyacidic bases, and weak alkaline salts of some metals. They do not protect the oil from acidic components due to the degradation of the oil. This test method may produce a falsely exaggerated base number. Test Method D4739 will probably not titrate these weak bases but, if so, will titrate them to a lesser degree of completion. It measures only the basic components of the additive package that neutralizes acids. On the other hand, if the additive package contains weak basic components that do not play a role in neutralizing the acidic components of the degrading oil, then the Test Method D4739 result may be falsely understated.

    5.3 Particular care is required in the interpretation of the base number of new and used lubricants.

    5.3.1 When the base number of the new oil is required as an expression of its manufactured quality, Test Method D2896 is preferred, since it is known to titrate weak bases that this test method may or may not titrate reliably.

    5.3.2 When the base number of in-service or at-term oil is required, this test method is preferred because in many cases, especially for internal combustion engine oils, weakly basic degradation products are possible. Test Method D2896 will titrate these, thus giving a false value of essential basicity. This test method may or may not titrate these weak acids.

    5.3.3 When the loss of base number value, as the oils proceed in service, is the consideration, this test method is to be preferred and all values including the unused oil shall be determined by this test method. Base numbers obtained by this test method shall not be related to base numbers obtained by another test method such as Test Method D2896.

    5.3.4 In ASTM Interlaboratory Crosscheck Programs for both new and used lubricants, historically Test Method D2896 gives a higher value for base number.

    1. Scope

    1.1 This test method covers a procedure for the determination of basic constituents in petroleum products and new and used lubricants. This test method resolves these constituents into groups having weak-base and strong-base ionization properties, provided the dissociation constants of the more strongly basic compounds are at least 1000 times than that of the next weaker groups. This test method covers base numbers up to 250.

    1.2 In new and used lubricants, the constituents that can be considered to have basic properties are primarily organic and inorganic bases, including amino compounds. This test method uses hydrochloric acid as the titrant, whereas Test Method D2896 uses perchloric acid as the titrant. This test method may or may not titrate these weak bases and, if so, it will titrate them to a lesser degree of completion; some additives such as inhibitors or detergents may show basic characteristics.

    1.3 When testing used engine lubricants, it should be recognized that certain weak bases are the result of the service rather than having been built into the oil. This test method can be used to indicate relative changes that occur in oil during use under oxidizing or other service conditions regardless of the color or other properties of the resulting oil. The values obtained, however, are intended to be compared with the other values obtained by this test method only; base numbers obtained by this test method are not intended to be equal to values by other test methods. Although the analysis is made under closely specified conditions, this test method is not intended to, and does not, result in reported basic properties that can be used under all service conditions to predict performance of an oil; for example, no overall relationship is known between bearing corrosion or the control of corrosive wear in the engine and base number.

    1.4 This test method was developed as an alternative for the former base number portion of Test Method D664 (last published in Test Method D66481).

    1.4.1 Colorimetric test methods for base number are Test Method D974, IP 139, and 5102.1 on acid and base number by extraction (color-indicator titration) of Federal Test Method Standard No. 791b. Test results by these methods may or may not be numerically equivalent to this test method.

    1.5 The values stated in SI units are to be regarded as standard. No other units of measurement are included in this standard.

    1.6 This standard does not purport to address all of the safety concerns, if any, associated with its use. It is the responsibility of the user of this standard to establish appropriate safety and health practices and determine the applicability of regulatory limitations prior to use.


    2. Referenced Documents (purchase separately) The documents listed below are referenced within the subject standard but are not provided as part of the standard.

    ASTM Standards

    D664 Test Method for Acid Number of Petroleum Products by Potentiometric Titration

    D974 Test Method for Acid and Base Number by Color-Indicator Titration

    D1193 Specification for Reagent Water

    D2896 Test Method for Base Number of Petroleum Products by Potentiometric Perchloric Acid Titration

    D4057 Practice for Manual Sampling of Petroleum and Petroleum Products

    D4177 Practice for Automatic Sampling of Petroleum and Petroleum Products

    IP Standard

    IP139 Petroleum products and lubricants - Determination of acid and base number - Colour-indicator titration method

    U.S. Federal Test Method

    FederalTestMethodSta Lubricants Liquid Fuels and Related Products; Methods of Testing


    ICS Code

    ICS Number Code 71.040.40 (Chemical analysis)

    UNSPSC Code

    UNSPSC Code 15120000(Lubricants and oils and greases and anti corrosives); 15101500(Petroleum and distillates)


    DOI: 10.1520/D4739-11

    ASTM International is a member of CrossRef.

    ASTM D4739

    Citing ASTM Standards
    Back to Top