If you are an ASTM Compass Subscriber and this document is part of your subscription, you can access it for free at ASTM Compass
    ASTM D3942 - 19

    Стандартный метод испытаний для определения размера элементарной ячейки цеолита типа фожазита

    Active Standard ASTM D3942 Developed by Subcommittee: D32.05

    Book of Standards Volume: 05.06


      Format Pages Price  
    PDF 12 $200.00   ADD TO CART

    Historical Version(s) - view previous versions of standard

    Translated Standard(s): English

    ASTM License Agreement

    More D32.05 Standards Related Products


    Significance and Use

    4. Назначение и применение

    4.1 Цеолиты Y и X, в частности для применений катализатора и адсорбента, составляют основную статью в области производства и торговли. Катализаторы и адсорбенты, содержащие эти цеолиты в разных формах плюс связующее и другие компоненты с подобным содержанием, становятся важными. Катализаторы на основе Y используются для жидкого каталитического крекинга (FCC) и гидрокрекинга нефти, тогда как адсорбенты на основе X используются для осушения, удаления соединений серы и отделения воздуха.

    4.2 Размер элементарной ячейки свежесинтезированного цеолита типа фожазита является чувствительной мерой состава, который, среди других применений, различает два синтетических цеолита типов фожазита, X и Y. Присутствие матрицы в катализаторе, содержащем Y-форму, мешает определять структуру цеолита прямым элементным анализом.

    4.3 Пользователи данного метода испытаний должны осознавать, что корреляция между структурой и размером элементарной ячейки определяется данной катионной формой цеолита. Обработка паром или тепловая обработка, например, может изменить как состав, так и катионную форму. Поэтому пользователь должен определить корреляцию, которая имеет отношение к его образцам, содержащим цеолит. Кроме того, можно использовать метод испытаний только для определения размера элементарной ячейки; в этом случае не требуется корреляции.

    4.4 В образце могут присутствовать другие кристаллические компоненты, дифракционная картина которых может вызвать интерференцию с дифракционными пиками выбранных фожазит-структур. Если есть причина подозревать присутствие таких компонентов, тогда следует выполнить полное сканирование дифрактометром и провести анализ с целью выбора пиков, свободных от интерференции.

    1. Область применения

    1. Область применения

    1.1 Данный метод испытаний охватывает определение размера элементарной ячейки цеолитов, имеющих структуру кристалла фожазита, в том числе синтетических Y и X цеолитов, их модификаций, таких, как разные формы обмена катионами, и деалюминизированные, очищенные от катионов и сверхстабильные формы Y. Эти цеолиты имеют кубическую симметрию с параметром элементарной ячейки обычно в пределах 24,2 – 25,0 Å (2,42 – 2,50 нм).

    1.2 Образцы включают обработку цеолитов в разных формах, и катализаторы и адсорбенты, содержащие эти цеолиты. Цеолит может присутствовать вплоть до 5 %, например, в катализаторе крекинга.

    1.3 Данный стандарт не претендует на полноту описания всех мер безопасности, если таковые имеются, связанных с его использованием. Вся ответственность за установление соответствующих правил техники безопасности и мер по охране здоровья и окружающей среды, а также определение пределов применимости регламентов до начала использования данного стандарта, лежит на пользователе стандарта.

    1.4 Данный международный стандарт был разработан в соответствии с международно-признанными принципами стандартизации, установленными Постановлением о принципах разработки международных стандартов, руководств и рекомендаций, выпущенным Комитетом по техническим барьерам в торговле (TБT) Всемирной торговой организации.

    2. Ссылочные документы

ASTM D3942 - 03(2013)

    Standard Test Method for Determination of the Unit Cell Dimension of a Faujasite-Type Zeolite

    Active Standard ASTM D3942 | Developed by Subcommittee: D32.05

    Book of Standards Volume: 05.05


      Format Pages Price  
    PDF 3 $38.00   ADD TO CART
    Hardcopy (shipping and handling) 3 $38.00   ADD TO CART


    Significance and Use

    4.1  Zeolites Y and X, particularly for catalyst and adsorbent applications, are a major article of manufacture and commerce. Catalysts and adsorbents comprising these zeolites in various forms plus binder and other components have likewise become important. Y-based catalysts are used for fluid catalytic cracking (FCC) and hydrocracking of petroleum, while X-based adsorbents are used for desiccation, sulfur compound removal, and air separation.

    4.2 The unit cell dimension of a freshly synthesized faujasite-type zeolite is a sensitive measure of composition which, among other uses, distinguishes between the two synthetic faujasite-type zeolites, X and Y. The presence of a matrix in a Y-containing catalyst precludes determination of the zeolite framework composition by direct elemental analysis.

    4.3 Users of the test method should be aware that the correlation between framework composition and unit cell dimension is specific to a given cation form of the zeolite. Steam or thermal treatments, for example, may alter both composition and cation form. The user must therefore determine the correlation that pertains to his zeolite containing samples.3 In addition, one may use the test method solely to determine the unit cell dimension, in which case no correlation is needed.

    4.4 Other crystalline components may be present in the sample whose diffraction pattern may cause interference with the selected faujasite-structure diffraction peaks. If there is reason to suspect the presence of such components, then a full diffractometer scan should be obtained and analyzed to select faujasite-structure peaks free of interference.

    1. Scope

    1.1 This test method covers the determination of the unit cell dimension of zeolites having the faujasite crystal structure, including synthetic Y and X zeolites, their modifications such as the various cation exchange forms, and the dealuminized, decationated, and ultra stable forms of Y. These zeolites have cubic symmetry with a unit cell parameter usually within the limits of 24.2 and 25.0 Å (2.42 and 2.50 nm).

    1.2 The samples include zeolite preparation in the various forms, and catalysts and adsorbents containing these zeolites. The zeolite may be present in amounts as low as 5 %, such as in a cracking catalyst.

    1.3 This standard does not purport to address all of the safety concerns, if any, associated with its use. It is the responsibility of the user of this standard to establish appropriate safety and health practices and determine the applicability of regulatory limitations prior to use.


    2. Referenced Documents (purchase separately) The documents listed below are referenced within the subject standard but are not provided as part of the standard.

    ASTM Standards

    E691 Practice for Conducting an Interlaboratory Study to Determine the Precision of a Test Method


    ICS Code

    ICS Number Code 71.100.40 (Surface active agents)

    UNSPSC Code

    UNSPSC Code


    Referencing This Standard

    DOI: 10.1520/D3942

    ASTM International is a member of CrossRef.

    Citation Format

    ASTM D3942-03(2013), Standard Test Method for Determination of the Unit Cell Dimension of a Faujasite-Type Zeolite, ASTM International, West Conshohocken, PA, 2013, www.astm.org

    Back to Top